Между горой Горячей и Михайловским отрогом Машука, словно соединяя их, находится легкое белокаменное здание. Это «каменная корона» Пятигорска – Академическая галерея.
Впрочем, Академической галерея стала только в 1925 году, а до этого на протяжении более семидесяти лет она называлась Елизаветинской. История ее появления уходит еще в более ранние времена. В 1810 году доктор Гааз обнаружил первый целебный пятигорский источник. Его назвал Елизаветинским, в честь жены императора Александра I —
С 1823 году колодец увеличили, а территорию около источника облагородили – поставили клумбы, цветники, вазы для недопитой воды. Для «водяного общества» построили две деревянные галереи со скамейками. Здесь можно было спрятаться от летнего зноя, дождя или просто отдохнуть.
«Пойду к Елисаветинскому источнику, там, говорят, утром собирается все водяное общество…
- Наконец, вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя» - так передает М.Ю. Лермонтов атмосферу того времени и то как выглядел источник в те времена в повести «Княжна Мери».
Сделав Елизаветинскую галерею местом действия нескольких важных сцен в своем бессмертном романе «Герой нашего времени», поэт принес ей огромную популярность. Именно около Елизаветинского источника познакомились Грушницкий и Княжна Мери.
К середине XIX века количество посетителей вод увеличилось настолько, что возникла необходимость в новом, более крупном и функциональном помещении рядом с источником. В 1848-1850 годах по инициативе Михаил Семенович Воронцова главный архитектор КМВ Самуил Уптон приступил к созданию постоянной галереи. Построил он ее в 1851 году по своему проекту в классическом стиле итальянского Ренессанса. Здание получилось невероятно легкое и изящное. Оно представляло собой прогулочную галерею, примыкающую к основному зданию, расположенному над источником. Две эти части соединялись между собой изящной аркадой. Внутренние помещения галереи были строго поделены на функциональные зоны. В правом ее крыле находились ванны, получившие название Товиевские. А в левой ее части находился просторный зал для отдыха туристов и ожидания процедур.
Сюда приходили не только принять ванны, но и просто прогуляться. Вид со смотровой площадки открывается великолепный!
В конце XIX века галерея перестала использоваться для приема целебных процедур. Некоторое время в ней находились лечебница-приют, затем здесь разместили хирургический корпус больницы, а еще через несколько лет – преуспевающий завод по производству льда.
После революции здание галереи, уже переименованное в Академическую, продолжали использовать в разных целях. Переименовать решили в честь юбилея Академии наук, отметив ее роль в изучении свойств вод и развития лечения водами в России.
В 1935 году по проекту архитектора Павла Павловича Еськова была возведена огромная лестница, ведущая к зданию галереи. Лестница сделана из машукского камня. Великолепный архитектурный ансамбль гармонично вписался в ландшафт парка. Архитектору удалось грамотно дополнить идею Уптона, и придать ему вид завершенности. Сегодня галерею уже с трудом можно представить без этой лестницы.
В 60-х годах прошлого века было решено в здании галереи вновь открыть питевой бювет. В него подвели воду из других источников, так как Елизаветинский источник пропал еще в конце позапрошлого века. Бювет просуществовал до перестроечных времен, но затем его закрыли. Сегодня в левом крыле галереи можно посетить Музей насекомых, в котором находится большая коллекция местных и экзотических бабочек, и даже живые экспонаты – змеи, совы, хамелеоны. Остальные помещения галереи пустуют.
Около галереи всегда есть туристы, да и местные жители приходят сделать несколько красивых фотографий с площадки около галереи. Но, центром курортной жизни Академическая галерея уже давно не является.