Официальный туристический портал Пятигорска

Ирина Шаховская

Фото:Скульптура льва. И.Ф. Шаховская Текст: Сергей Боглачёв

Ирина Федоровна Шаховская прожила долгую, в 84 года, жизнь. И вся она была связана с Пятигорском, который был для нее источником неисчерпаемого творческого вдохновения. Пятигорск и Лермонтов — эти две главные темы определили все творчество замечательного художника и скульптора. Она родилась в разгар революционной весны 29 апреля 1917 года в ставропольском селе Благодарном, в доме деда, старшего врача местной больницы, Фомы Ивановича.

Он был главой большой семьи, состоявшей из пяти сыновей и трех дочерей, которые получили хорошее воспитание и образование. Гражданская война разбросала семью, ее некоторые представители погибли. Родители Ирины — Федор Фомич и Мария Дмитриевна — после нескольких тяжелых переездов прибыли в 1920 году в Пятигорск.

Летом 1932 года Ирина поступила на педагогическое отделение Краснодарского художественного училища. На занятиях по лепке у преподавателя Богоявленского она впервые открыла у себя склонность к объемному изображению, скульптуре. В 1936 году Ирина успешно окончила училище, вернулась в Пятигорск и в течение двух обязательных лет отработала учителем рисования и черчения в ново-пятигорской школе. Однако работа с беспокойной детворой была довольно утомительной, а ей хотелось заниматься только любимым делом и неспешно творить в тиши мастерской.

В 1938 году Ирина стала членом творческой группы краевого товарищества «Художник». Ее первой крупной работой была картина «Боевая подруга». Весной 1941 года молодая художница приняла участие в выставке, посвященной столетию со дня гибели М.Ю. Лермонтова. Так появилась большая картина «Бал в гроте Дианы в
1841 г.», которая стала началом самой большой, лермонтовской, темы в творчестве И.Ф. Шаховской, одной из главных тем ее жизни.

В первую военную зиму Ирина вместе с группой девушек -пятигорчанок была отправлена на три месяца на рытье окопов и противотанковых рвов у села Незлобного. Словно один длинный и мучительный сон вспоминала она, как с рассвета до поздней ночи они молча долбили промерзлую землю, пытаясь уверить себя, что, может быть, именно этот рубеж остановит огромную и чудовищную военную машину. В дни оккупации Ирина вошла в небольшой духовный кружок творческой интеллигенции Пятигорска, который сплотился вокруг главной городской святыни — музея «Домик Лермонтова». Ирина Федоровна хорошо помнила тот страшный вечер — 10 января 1943 года, — когда в «Домик» ввалился пьяный полицай с факелом, которому отступающие фашисты поручили поджечь музей. Сколько усилий пришлось приложить, чтобы обмануть его и увести из «Домика», спасая уникальный музей!



В 1952 году И.Ф. Шаховская стала членом Художественного фонда РСФСР, где и проработала до пенсии. Эти годы она жила и творила в квартире «дома княжны Мери» (пр. Кирова, 12), затем в доме № 23 на Теплосерной улице и в своей мастерской на знаменитой даче «Эльза» — теперь санаторий им. М.Ю. Лермонтова. В том же 1952 году, по предложению директора «Домика Лермонтова», И.Ф. Шаховская выполнила декоративную гипсовую скульптуру «Схватка Мцыри с барсом» для фонтана на территории музея. Она считала это лучшей своей работой и называла ее ласково «мой Мцыри». Очень жаль, но прослуживший около четверти века этот фонтан был разобран как не подлежавший реставрации, а на его месте проложена дорожка.

По поручению курортного управления Шаховская летом 1954 года выполнила знакомые ныне всем скульптуры львов у входа в Провал. Глиняные модели она лепила в подвале Пятигорской грязелечебницы. Львы, зеркальные близнецы, получились, словно живые.

С моделей были сняты формы и сделаны бетонные скульптуры из прочного цемента редкой марки «600». И вот уже полвека ребятишки и веселые курортники с видимым удовольствием фотографируются, сидя на спинах и лапах грозных стражей Провала, которым, кажется, нет износа, подобно вечным сфинксам у египетских пирамид.

Ирина Шаховская выполнила также эскизы шести чугунных мемориальных досок с барельефами-символами для установки в лермонтовских местах: это Ресторация, Лермонтовские ванны, «грот Дианы», беседка «Эолова арфа», грота и могила Лермонтова, текст для которых написал краевед Н. Хаустов. Они до сих пор существуют, и внимательные читатели помнят изображенные на них барельефы — арфу с пером, Артемиду, опрокинутый факел и пр.

В 1950-х годах Шаховская выполнила по заказу серию декоративных скульптур на сказочные сюжеты. Одна из них, «Дюймовочка», была предназначена для провальского санатория «Труженик», другие, как, например, «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка», — для парков Кавминвод. Река времени поглотила эти сказочные изображения, прообразом которых порой была любимая дочурка художницы.



В 1956 году И.Ф. Шаховская выполнила две лирические скульптуры — «Солнышко» и «Первая любовь» — для установки в пятигорском городском парке и в одном из ессентукских санаториев. В том же году году Шаховская появилась декоративная скульптура «Каменный цветок» для фонтана у входа в Зеленый театр пятигорского парка. Эта удачная скульптура была растиражирована, и ее копии появились в парках нескольких городов Северного Кавказа. В 1970-х годах в связи с перепланировкой этого участка пятигорского парка фонтан был снесен. Сейчас эту скульптуру можно увидеть только на Каскадной лестнице в Железноводске.

В 1957 году скульптор выполнила скульптурный портрет пятигорской художницы Мартыны Грациановны Штек. В этом бюсте ей удалось пластическими средствами создать сложный психологический портрет женщины-живописца, с которой она была знакома по краевому Товариществу с 1939 года.

В 1971 году главный архитектор Пятигорска предложил Ирине Федоровне должность главного художника города. Не покидая фонда, И.Ф. Шаховская работала в этой должности до выхода на пенсию. Но и позднее она продолжала участвовать в украшении Пятигорска, делая, как и прежде, эскизы орнаментов клумб для улиц и скверов любимого города. Старожилы, наверное, помнят эти красивые композиции 1970-х годов.

За 60 лет творчества (1938–1998) И.Ф. Шаховская приняла участие во многих выставках — городских и краевых. В 1960 году на московской выставке «Советская Россия» была отмечена ее работа «Девочка из ученической бригады», за которую она была удостоена звания члена Союза художников СССР. При жизни И.Ф. Шаховская имела пять персональных выставок рисунков и малой скульптуры, отмечаемых местным отделом культуры и Союзом художников. Она получала почетные грамоты и неизменно добрые отзывы в местной печати.

Ирина Федоровна Шаховская — автор проекта замечательной металлической Китайской беседки на Горячей горе, открытой в июле 1976 года. Этот ажурный павильон сооружен на старом цоколе, сохранившемся от Цветной беседки, построенной в 1902 году. Около десяти лет Ирина Федоровна убеждала руководство Пятигорска и курорта поставить на этом месте видовую беседку — сначала деревянную с цветными стеклами, а затем металлическую. Эту беседку Ирина Федоровна называла «мой подарок городу», так как не получила за нее положенного авторского вознаграждения.

С конца 1950-х до 1990-х годов ею были созданы графические серии «Старый Пятигорск», «Декоративные решетки и лестницы Пятигорска» и «Утраченные памятники пятигорского некрополя». Некоторые листы хранят изображения навеки исчезнувших домов, решеток и лестниц любимого города и вместе с тем передают и удивительное лирическое впечатление от увиденного. Эти графические серии, как и живописные работы Ирины Шаховской, хранятся в «Домике Лермонтова» и Пятигорском краеведческом музее.

В автобиографии она пишет:

...Я не архитектор, но главной моей темой и любимой работой были архитектурные рисунки. Им я посвятила большую часть моей творческой жизни. И постоянным двигателем этой моей работы была только любовь к родному городу..

 С. Боглачёв "Она подарила городу талант и свою жизнь"

Приезжайте в Пятигорск