В первый год XX века на уступе Горячей горы появилась скульптура Орла. В современный период образ орла является официальным символом Кавказских Минеральных Вод, который хорошо известен по всему миру.
Установлено изваяние Орла было на Горячей горе. Из трещины под этой скульптурой с незапамятных времен струился безымянный горячий источник. На Горячей горе директор Вод В. В. Хвощинский в 1900 г. решил разбить курортный парк. Весной 1901 г. была создана центральная часть парка с аллеями и дорожками. Для архитектурного завершения верхней площадки каменной лестницы решили устроить искусственную горку с каким-либо изваянием курортного характера. Сюжет скульптуры предложил живописец И. И. Крылов. В своем эскизе он изобразил крупного орла-беркута, который цепко схватил когтями и клюет большую ядовитую змею. Замысел эскиза не имел литературного источника, посвященного подобному сюжету и был оригинален. А символический смысл таков: орел – сильная птица, «царь гор», в данном случае является аллегорией «здоровых сил Кавказа» (кстати, латинские слова “aqua” (вода) и “aquila” (орел) близки по звучанию). Змея же – чаще всего отвратительное и ядовитое пресмыкающееся, внушающее многим людям инстинктивный страх, – аллегория болезней, которые порой неожиданно поражают человека и опасно отравляют его организм. Композиция указывает на явное превосходство Орла, и его победа над Змеей есть символ исцеления кавказскими водами опасных недугов.
Скульптор Л. К. Шодкий, занимавшийся весной 1901 г. изготовлением алебастровых ваз для парка на Горячей горе, исполнил полномасштабное изваяние Орла. Готовая скульптура Орла была водружена на пирамидальный пьедестал из «рваного» камня и развернута головой в сторону пятигорского собора и Цветника. Посетители и жители курорта впервые увидели новую скульптуру на Горячей горе 1 мая 1901 г. Днем рождения символа КМВ и является этот день.
Не все первые зрители оценили изваяние по достоинству, некоторым оно показалось уродливым. Вечером того же дня около скульптуры Орла все было освещено красным бенгальским огнем и состоялась красочная иллюминация. Управление Вод собиралось поставить электрический прожектор, чтобы в вечернее время освещенный Орел был виден издалека, но пришлось отложить этот интересный проект «до лучших времен» из-за скудности электроэнергии для нужд Цветника.
За минувшее столетие, если смотреть на старые открытки, изображение Орла не раз изменялось. На первом, более экспрессивном, крылья имели довольно большой размах, птица хищно смотрела на змею левым глазом, а изваяние головы с полуоткрытым клювом было склонено в правую сторону. Орел на Горячей горе, изображение которого кому-то напомнило герб Российской империи, во время революций и гражданской войны, лишился головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута в левую сторону. Скульптура Орла серьезно пострадала и во время Отечественной войны, из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. Новое изображение Орла с более статичным видом Орла появилось после войны, который мы знаем и ныне – изменена форма крыльев, уменьшено их оперение, голова с закрытым клювом опущена вниз. Автором этого варианта мог быть скульптор Н. М. Хаустов. Цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена 15 октября 1973 г бронзовой копией.
Несмотря на отмеченную неказистость, вскоре после своего появления в 1901 г. Орел начал приобретать популярность – он появился на страницах книг, его изображение стали печатать на почтовых открытках, замелькал на журнальных и газетных полосах. Орел, подобно Эйфелевой башне, которую парижане вначале ругали, как сооружение, уродующее вид города, а потом приняли, как символ столицы Франции постепенно завоевывал право быть символом КМВ. Пришелся по душе курортникам и в советское время оптимистический образ преодоления болезней. Орла изображали на этикетках и кружках для минеральной воды, фирменных знаках и буклетах, копировали и тиражировали в сувенирных статуэтках. Орел со змеей стал узаконенной эмблемой КМВ по принятому эскизу художника А. Плужникова в период утверждения официальной символики городов и региона КМВ в 1995 г. Этот образ хорошо сочетается с символикой обновленной России.