Официальный туристический портал Пятигорска

Эолова Арфа

Фото:Владислав Тимошенко Текст: Людмила Шафрай

На самом краю скалы, что круто обрывается в сторону Академической галереи с востока, парит над городом белая беседка Эола. Она давно уже стала узнаваемым символом курорта Пятигорска.

Чтобы на большом расстоянии было удобнее любоваться великолепными видами, командующий войсками на Кавказской линии генерал Г.А.Емануэль предложил построить три павильона, на трех вершинах парка – Эола, Эскулапа, Эриванского (в честь фельдмаршала И.Ф.Паскевича-Эриванского). Для павильона Эола было выбрано место, почти всегда продуваемое ветрами. Проект «Греческой беседки Эола» выполнил в 1830 г архитектор Дж. Бернардацци в модном тогда стиле античных храмов.

  • Фото: Эолова арфа
  • Фото: Эолова арфа
  • Фото: предоставлено пятигорским Музеем краеведения
  • Фото: предоставлено пятигорским Музеем краеведения

Хотя весной 1830 года, генерал Эмануель одобрил проект, строительство было задержано сначала переводом окружного правления в новый город Пятигорск из Георгиевска, а потом эпидемией холеры. Весной  1831 г началось строительство под надзором зодчего Джованни Бернардацци. Машукский известняк использовали для колонн и цоколя беседки, отштукатуренный дубовый каркас и листовое железо для антаблемента и купола.

  • Фото: Юрий Фещенко
  • Фото: Владислав Тимошенко

Скульптуру Эола собирались поставить в центре беседки на пьедестале. В Европе широко был распространен музыкальный инструмент – эолова арфа, которую предложил поставить вместо скульптуры главный директор Вод Ф.П.Конради. Такие уже были установлены в Москве и Петербурге. Конради уверял, что «чарующие небесные звуки» будут идти на пользу душевному состоянию отдыхающим на Водах. После одобрения Емануелем, удивительный инструмент был заказан. Пара простых эоловых арф была помещена в круглый дощатый корпус с особым крылом, оно-то и поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Колебания жильных струн разной толщины вызывали проникающие через узкие щели воздушные струи и в зависимости от силы ветра, они были то тихими, то громкими.

  • Фото: Юрий Фещенко
  • Фото: Артем Мелетов
  • Фото: Юрий Фещенко

Наверх купола был помещен флюгер. Над городом зазвучали печальные звуки арф. Музыкальный инструмент демонтировался по окончании сезона для хранения и устанавливался вновь в его начале. За 30 лет ее несколько раз исправляли и настраивали, но она окончательно  расстроилась и в 1861 г была списана. Эолова арфа была последним сооружением, построенном при генерале Емануеле. Этим был окончен «золотой» период благоустройства Вод.

Фото:Юрий Фещенко

Во время гражданской войны враждующие стороны использовали площадку как наблюдательный пункт. Во время неспокойных времен она лишилась деревянной балюстрады. Лишь в 1950 г  был проведен ее капитальный ремонт. 

Фото:Владислав Тимошенко

1 мая 1972 г на куполе беседки  было установлено электромеханическое музыкальное устройство, которое управлялась ветром.  Оно звучало на протяжении почти 20 лет.

В 1993-1994 гг был произведен последний капитальный ремонт с полной заменой старого деревянного купола 1931 года и частичной заменой каменных фрагментов.

Ночью Эолова арфа, благодаря красивой подсветке, смотрится особено красиво и завораживающе.

Фото:Артем Мелетов

С момента рождения Эолова арфа стала любимым местом для прогулок. Ее описал М.Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени". И сегодня сюда каждый день приходят насладиться прекрасными видами пятигорчане и туристы

Фото:Владислав Тимошенко

Приезжайте в Пятигорск