Дата проведения: 10.09.20 / 15:00
Место проведения: Государственный музей-заповедник им М.Ю. Лермонтова
«Маскарад»
В рамках празднования Дня города Пятигорска 10 сентября в 15 часов Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова открывает выставку работ московского художника-графика, художника-постановщика художественных фильмов Сергея Филенко. Это представляющие несомненный интерес иллюстрации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Автор графических произведений к роману «Герой нашего времени», к поэмам Лермонтова «Демон», «Мцыри» в новой серии иллюстраций не только воплотил все ключевые сцены лермонтовского произведения, но и, как всегда, создал свой собственный художественный мир, целостный и гармоничный, в котором все изображенное становится реально убедительным.
Сергей Владимирович Филенко родился в 1962 году в Украине. Окончил отделение промышленной графики Донецкого художественного училища. После службы в армии поступил во ВГИК. В 1989 году защитил диплом по специальности «художник-постановщик художественных фильмов». Участвовал в создании кинокартин «Сто дней до приказа», «Холод», «Не стреляйте в пассажира» - режиссер Х. Эркенов, «Ветер» (режиссер П. Луцек), «Кавказская рулетка» (режиссер Ф Попов), «Похитители книг» (режиссер Л. Рыбаков), «Греческие каникулы», «Скоро весна» - режиссер В. Сторожева, «Он, она и я», «Однажды в Ростове», «Спасибо за любовь» и «Хождение по мукам» - режиссер К. Худяков. Живет и работает в Москве.
Сергей Филеко – художник станковист, иллюстратор отечественной литературы. Есть у него серии работ к произведениям Достоевского и Булгакова. Есть цикл графических листов к философскому роману Тимура Пулатова «Черепаха Тарази». Но на первом месте неизменно – любимый Лермонтов. Лермонтова Сергей не просто любит, а прекрасно знает его произведения. Знает, кто и когда их иллюстрировал и подолгу рассматривает старинные гравюры и акварели, хранящиеся в собрании нашего музея. Есть у него и любимые издания лермонтовских книг.
Портреты литературных персонажей – вопрос, может быть, самый сложный и спорный. Ибо у каждого из нас свой Печорин и Мцыри, Арбенин и Нина. Наши представления могут опираться при этом, на то, что мы видели раньше и к чему уже привыкли, читая в юности Лермонтова с иллюстрациями наших художников-классиков. У Сергея Филенко – именно портреты, со всеми подробностями лица и его выражением, характеризующим каждого героя так, как понимает его сам художник. Сергею свойственны острота и зоркость наблюдений, умение увидеть в литературных героях живых людей во всей психологической сложности художественного образа. Вместе тем все эти работы несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в творчестве Лермонтова то новое, и животрепещущее, что было ей созвучно.
Работы Сергея Филенко притягивают взгляд, завораживают, с ними не хочется расставаться. Он оригинален в своем творчестве – не потому, что никого не повторяет, а потому, что невозможно повторить его.
Графика С. Филенко выполнена в смешанной технике: темпера, акварель и тушь по белой и черной бумаге. Есть, видимо, у художника и свои секреты: его работы всегда загадочны, и реальность в них как бы подернута дымкой. Может быть, никакого секрета здесь нет, просто перед нами то, что всегда называлось искусством.