Официальный туристический портал Пятигорска

Архитектурные стили Пятигорска

Фото:Юрий Фещенко Текст: Людмила Шафрай

В весенний период 1814 г. была начата массовая застройка Горячих вод.  Первые дома, по большей части, были деревянные. Первые застройщики либо покупали готовые срубы в Астрахани, либо привозили свои старые, разобранные на прежнем месте, дома. В те времена действовали специальные проекты деревянных оштукатуренных домов с 5 окнами по фасаду. В такой стеле были построены дома: генерала Верзилина, полковника Котырева, врача Дроздова.

Первыми зодчими стали Братья Бернардацци – это было время господства классического архитектурного стиля. Эталоном выступал город Санкт-Петербург. При данных архитекторах активно применялся местный машукский камень (травертин) и каменная кладка присутствует практически во всех постройках. Травертином, похожим на мрамор, отделывали как гроты и беседки, так и здания, строившиеся в духе классицизма.

В середине XIX в, когда главным архитектором Вод стал С.Уптон, город украсили сооружения, построенные в стиле эклектики, в котором он широко использовал «романтический» стиль, сочетая английскую готику с элементами мавританского зодчества и создавая стилизации под итальянский ренессанс. Он также использовал местный машукский камень при строительстве зданий.

С конца XIX в курорты сильно расширялись, в первую очередь благодаря строительству железной дороги, «строительный бум» переживали города – широко используется фахверк, камень, кирпич и художественная керамика, сборные (новое в архитектуре – металлические) конструкции. В это время архитекторами используются архитектурные стили: нарождающегося неоклассицизма, провинциального модерна, различные стили поздней эклектики. Пришедшие в негодность деревянные дома заменяют капитальными.

Именно в Пятигорске широко применялся кирпичный стиль – при строительстве использовали светло-обожженный охристый кирпич, он был достаточно дешёвый, но построенные из него здания выглядели эстетично.  Его применение способствовало развитию стиля стилизации, применялся в декоративных элементах и кладках.

В Пятигорске в основном представлены архитектурные стили: модерна, классицизма и эклектики.  Понимая важное значение города, здания создавались таким образом, чтобы они могли стать его визитной карточкой.

Эклектика. В данном стиле построены здания: Ермоловские ванны (вторая постройка каменная в «кирпичном» стиле эклектики преимущественно романтического направления), Ново-Сабанеевские ванны (в стиле эклектики неоренессансного направления), Михайловская галерея (романтичное сочетание поздней английской готики с элементами мавританского стиля), Елизаветинская галерея (в классическом стиле итальянского Возрождения, в «романтический период» эклектики), Лермонтовская галерея (в стиле «металлической» эклектики с использованием романо-готических мотивов нарождающегося модерна), отель Эрмитаж (в эклектическом стиле неоготики), здание городской думы (в эклектическом кирпичном стиле в духе итальянской готики), дом Гурджиевых построен (в эклектическом «кирпичном» стиле), дача «Эльза» Гукасовой (в эклектическом псевдороманском стиле), Дача «Здоровье» Вышегрода (в эклектическом стиле с элементами классицизма и модерна).

Модерн. Казенная гостиница (в стиле раннего модерна, которые еще не утратил связи с эклектикой), Номера Ганжумова (в смешанном стиле неоклассицизма и модерна), ресторан Провал (в стиле неоренессанса с элементами модерна), здание городского казначейства (в стиле модерн), Всесословный клуб (в стиле «классированного модерна»), особняк Мациевского (в стиле модерн), особняк зодчего Кузнецова (в стиле модерн), дача генерала Чижа (в стиле модерн с элементами классицизма), дача учителя Цетноровича (в стиле модерн с элементами классицизма),  дача братьев Тиц (в стиле «дачного» модерна), Бювет «Холодный нарзан» (в стиле «модернизированного» неоклассицизма), типография Нагорова (в стиле модерн с элементами барокко), дом издателя Кибардина (в стиле модерн), кофейня Гукасова (в стиле модерн).

Классицизм. Николаевские ванны (в стиле зрелого классицизма), Ермоловские ванны (в таком архитектурном стиле это было первое построенное здание), Тиличеевские ванны (использовался стиль без ордерного неоклассицизма), Романовская грязелечебница (в неоклассическом стиле), Казенная ресторация (в стиле русского классицизма), офицерского дом (в  без ордерном классическом стиле), номера Ходжаевых (в стиле классированного модерна), Римско-католическая церковь (в без ордерном стиле позднего классицизма), дом капитана Мисостова (в классическом стиле итальянского Возрождения).  

Лазаревская церковь (в «русском» церковном стиле XVII в), Михайло-Архангельская церковь (в «византийском» стиле), Эолова арфа (в античном стиле, представляет собой восьмиконечный моноптер дорического ордера), памятник на месте дуэли Лермонтова (имеет классическую форму «указующего перста» применяемую широко в России XVIII в),  

На многих зданиях имеются мемориальные таблички, свидетельствующие о пребывании там известных людей России.

Центральная часть города застраивалась в XIX начале XX гг., здесь рядом расположены здания различных архитектурных стилей, дополняя друг друга и украшая улицы города. 

Одним из направлений развития туризма в городе может стать познавательный туризм, а именно знакомство с архитектурным наследием. Многие здания требуют срочной реставрации, все вместе охранных мероприятий, чтобы была возможность сохранить их. 

Приезжайте в Пятигорск